Маркировка молочной продукции

Маркировка товара – нанесение на продукцию или ее упаковку уникального кода маркировки (штрихкода или этикетки), подтверждающего подлинность и позволяющего отследить путь изделия от производителя до потребителя.

Нормативная база

Постановление Правительства РФ №836 от 29.06.2019

Распоряжение Правительства РФ №2647-р от 08.11.2019

Постановление Правительства РФ №2099 от 15.12.2020

Какие продукты маркируются

  • Сыры;
  • Мороженое и иные виды пищевого льда, содержащие или не содержащие какао;
  • Молочная продукция со сроком годности менее и более 40 суток.

Оператор системы и ответственный за реализацию Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Честный ЗНАК – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Текущая ситуация

Перечень молочной продукции, подлежащей обязательной маркировке

Согласно п.3 Постановления Правительства РФ №2099 установлены сроки обязательной маркировки молочной продукции по этапам.

В отношении молочной продукции введена обязательная маркировка средствами идентификации, этапность введения которой следующая:

до 31 марта Регистрация участников оборота в системе маркировки.
с 1 октября 2020 Парфюмерная продукция, производимая и ввозимая на территорию РФ, должна маркироваться, сведения об обороте – передаваться в систему Честный ЗНАК.
до 30 сентября 2021 Разрешается оборот немаркированных духов и туалетной воды, произведенных или ввезенных в страну ранее 1 октября 2020-го.
с 1 мая 2024 года Старт разрешительного режима на кассах в крупных торговых сетях.
c 1 сентября 2024 года Старт разрешительного режима на кассах для всей розницы.
c 1 сентября 2024 года Маркировка становится обязательной для фермеров (КФХ,СПК).
с 1 марта 2025 года Старт разрешительного режима на кассах в режиме офлайн.
с 1 июня 2025 года Вводится поэкземплярный учет для продукции со сроками хранения более 40 дней, а также для всех участников оборота обязательна передача сведений о выводе продукции из оборота.

Виды продукции

  • Сыры (01.06.2021)
  • Мороженое и прочие виды пищевого льда, не содержащие или содержащие какао (за исключением мороженого и десертов без содержания молочных жиров и (или) молочного белка в составе).(01.06.2021)
  • Молочная продукция со сроком хранения более 40 суток (01.09.2021)
  • Молочная продукция со сроком хранения до 40 суток (01.12.2021)

При идентификации молочной продукции, подлежащей обязательной маркировке на каждом этапе введения маркировки, необходимо ориентироваться на ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2, учитывая Рекомендации Минпромторга о маркировке. Например:

  • коды ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2 включены в перечень кодов, относительно которых распространяется требование по маркировке с 1 июня 2021 г. – товар подлежит маркировке с 1 июня 2021 г.;
  • код ТН ВЭД ЕАЭС включен в перечень кодов, относительно которых распространяется требование по маркировке с 1 июня 2021 г., при этом код ОКПД 2 отсутствует в указанном перечне – товар не подлежит маркировке с 1 июня 2021 г.;
  • код ОКПД 2 включен в перечень кодов, относительно которых распространяется требование по маркировке с 1 июня 2021 г., при этом код ТН ВЭД ЕАЭС отсутствует в указанном перечне – товар не подлежит маркировке с 1 июня 2021 г.

Для точного определения даты вступления в силу требований об обязательной маркировке вашей продукции рекомендуется использовать информацию о коде ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2 вашей продукции из соответствующей разрешительной документации.

Разрешительный режим на кассах

С 1 мая 2024 года поэтапно вводится разрешительный режим на кассах для молочной продукции. К этой дате каждому участнику розничной торговли необходимо обновить свое верхнеуровневое программное обеспечение, чтобы избежать нарушений при работе с маркированным товаром.

Разрешительный режим не распространяется на:

а) случаи применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационной системы мониторинга в электронной форме через оператора фискальных данных;

б) продавцов, которые подпадают под действие положений абзаца восьмого пункта 2 и пункта 3 статьи 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»;

в) продавцов, которые не являются участниками оборота товаров в соответствии с правилами маркировки отдельных видов товаров, в отношении которых введена обязательная маркировка;

г) случаи продажи товаров предприятиями общественного питания, когда при розничной продаже в фискальном документе вместо кода маркировки указывается код товара, входящий в состав кода идентификации, определяемый по установленным форматам фискальных документов;

д) случаи предложения к реализации (продаже) товаров посредством торгового автомата;

е) случаи продажи товара по образцам или дистанционным способом продажи при отгрузке товара со склада хранения для доставки потребителю с одновременной подачей в информационную систему мониторинга сведений о выводе из оборота товара.

Что нужно для маркировки

Участники оборота молочной продукции должны получить коды маркировки для ввода товаров в оборот в случаях:

  • Производства новых товаров, код наносится до отгрузки с территории производства
  • Импорта товаров на территорию РФ:
    • При ввозе с территории ЕАЭС – до ввоза на территорию РФ
    • При ввозе из других стран – до помещения под таможенные процедуры
  • Возврата товара от конечного потребителя с утраченным кодом маркировки
  • Перемаркировки (например, в случае утраты кода маркировки)
  • Приема товаров на комиссию от физических лиц

Для получения кодов необходимо:

  • Зарегистрироваться в личном кабинете «Честный ЗНАК»
  • Передать сведения о товарах в информационную систему мониторинга
  • Описать продукцию в каталоге маркированных товаров
  • Заказать коды маркировки и нанести их на товар

Применение на практике

  1. Производитель получает коды в системе маркировки и наносит их на продукцию
  2. При отгрузке товаров он передает дистрибьютору электронный универсальный передаточный документ (УПД), содержащий все коды с упаковок товара.
  3. Дистрибьютор при приеме товара сверяет переданные коды с фактическими, утверждает УПД и отправляет данные в систему маркировки по ЭДО.
  4. При отгрузке розничному покупателю дистрибьютор также передает УПД с кодами продукции.
  5. Розничный продавец при приемке сканирует партию товара, сверяет данные и подтверждает факт приема (при отсутствии расхождений).
  6. При продаже кассир сканирует код маркировки с товара, после чего ОФД (оператор фискальных данных) отправит его в систему маркировки, и код выйдет из оборота.
  7. Покупатель в итоге получит товар и чек с кодом приобретенного товара.

Работа в системе

  1. Зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК» (понадобится электронная подпись);
  2. Подключиться к ЭДО;
  3. Обновить учетную систему (например, «1С»);
  4. При необходимости – обновить все торговое оборудование;
  5. Приобрести 2D-сканер для считывания марок, оборудовать им рабочее место кассира;
  6. Заключить договор с ОФД.

Штрафы

Для физических лиц

от 3 000 до 5 000 руб. для ФЛ

Для индвидуальных предпринимателей

от 20 000 до 30 000 руб.

Для организаций

от 100 000 до 300 000 руб.

Дополнительно

Конфискация немаркированных товаров

Если стоимость немаркированных табачных изделий превышает 1,5 миллиона рублей, виновному грозит лишение свободы на срок до 3-х лет и штраф в размере 80 000 руб. (ч.1 ст. 171.1 УК РФ).