Маркировка лекарств

Маркировка товара – нанесение на продукцию или ее упаковку уникального кода маркировки (штрихкода или этикетки), подтверждающего подлинность и позволяющего отследить путь изделия от производителя до потребителя.

Нормативная база

ФЗ 425 от 28.12.2017

Обязывает маркировать лекарства средствами идентификации

Подробнее

Распоряжение Правительства РФ №1556 от 14.12.2018

Утвердило положение о системе мониторинга движения лекарственных препаратов

Подробнее

Приказ Минздрава №800Н от 13.10.2017

Определило порядок маркировки отдельных групп

Подробнее

Постановление Правительства РФ №1557 от 14.12.2018

Определило особенности маркировки по 7ВЗН

Подробнее

Цели внедрения

  • Информация о движении товаров в рамках организации;
  • Безопасность и защита жизни и здоровья граждан;
  • Сокращение объемов незаконного оборота продукции;
  • Повышение собираемости налогов и таможенных пошлин и иные.

Оператор системы и ответственный за реализацию Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Честный ЗНАК – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Текущая ситуация

Лекарственные препараты (не относится к ветеринарным препаратам), подлежащие маркировке

С 1 июня 2020 года маркировка лекарств стала обязательной. Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации согласно Постановлению Правительства РФ №1556 от 14 декабря 2018 г. «Об утверждении Положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения»

Лекарственные препараты (01.10.2019)

Код ОКПД 2

  • 21.20.10

Код ТН ВЭД ЕАЭС

  • 004 (кроме 3002, 3005 или 3006)
  • 3002150000

Разрешительный режим

С 1 апреля 2024 года поэтапно для розницы вводится режим проверок на кассах для товаров, подлежащих маркировке, для следующих категорий: табак, пиво, молочная продукция, упакованная вода, антисептики, БАД, обувь, фотоаппараты, шины, одежда, духи, безалкогольные напитки, медицинские изделия и кресла-коляски.

С 1 мая 2024 года — режим онлайн проверки становится обязательным в крупных торговых сетях (в том числе и аптечных) для упакованной воды и молочной продукции.

Под крупной торговой сетью понимается пятьдесят и более торговых точек, которые принадлежат одному или нескольким юридическим лицам, входящим в единую группу в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», или используются под единым коммерческим наименованием или иным средством индивидуализации.

С 1 сентября 2024 года — режим онлайн проверки становится обязательным для молочной продукции и упакованной воды для остальных продавцов

С 1 ноября 2024 года — режим онлайн проверки становится обязательным антисептиков, БАДов

С 1 марта 2025 года — становится обязательной проверка в режиме офлайн для всех товарных групп, кроме безалкогольных напитков. Режим онлайн и офлайн проверки становится обязательным для кресел – колясок и медицинских изделий

С 1 апреля 2025 года — вводится проверка в режиме онлайн наличия сведений о вводе в оборот молочной продукции для всей розницы

С 1 июня 2025 года — режим онлайн проверки становится обязательным для безалкогольных напитков, указанных в подпункте «б» пункта 3 Постановления № 887, а также становится обязательной проверка в режиме офлайн для всех товаров товарной группы безалкогольные напитки

Что нужно для маркировки?

Участники оборота лекарств должны будут получить коды маркировки для ввода товаров в оборот в случаях:

  • Производства на территории РФ в местах производства или хранения
  • Импорта товаров на территорию РФ:
    • При ввозе с территории ЕАЭС – до ввоза на территорию РФ
    • При ввозе из других стран – до помещения под таможенные процедуры
  • Возврата товара от конечного потребителя с утраченным кодом маркировки
  • Перемаркировки, например, в случае утраты кода маркировки
  • Приема товаров на комиссию от физических лиц

Для получения кодов необходимо:

  • Зарегистрироваться в личном кабинете
  • Передать сведения о товарах в информационную систему мониторинга
  • Описать товары в каталоге маркированных товаров
  • Заказать коды маркировки и нанести их на товар

Применение на практике

  1. Производители должны наносить уникальный цифровой код Data Matrix на каждую упаковку лекарств и передавать сведения о действиях,совершаемых с ними в систему Честный ЗНАК.
  2. Логистические компании и дистрибьютеры. Должны передавать данные о полученных от поставщика и проданных лекарственных препаратах в систему Честный ЗНАК.
  3. Аптеки должны передавать данные о полученных от поставщика лекарственных препаратах в систему Честный ЗНАК и о проданных упаковках через ОФД при помощи онлайн – касс, а также осуществлять отпуск лекарств. при 100% скидке.
  4. Медицинские учреждения должны отправлять данные о выбытии лекарств при помощи регистраторов выбытия, которые предоставляются оператором системы за свой счёт.

Работа в системе

  1. Пройти регистрацию в информационной системе маркировки товаров Честный ЗНАК (понадобится квалифицированная электронная подпись)
  2. Обновить свое товароучетное и кассовое ПО;
  3. Приобрести 2D-сканер, чтобы считывать штрих-кода Data Matrix.
  4. Приобрести принтер для печати кодов Data Matrix.
  5. Перейти на ЭДО с контрагентами.
  6. Провести интеграцию товароучетной программы с личным кабинетом системы маркировки.