Нормативная база
ФЗ 488 от 25.12.2018
Дает определения товарам, маркированным средствами идентификации, и коду маркировки
Распоряжение Правительства РФ №2693-р от 28.12.2018
Утвердило Концепцию создания и функционирования системы маркировки товаров
Распоряжение Правительства РФ №792-Р от 28.04.2018
Определило перечень товарных групп, подлежащих маркировке
Постановление Правительства РФ №1955 от 31.12.2019
Определило правила обеспечения доступа к информации за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации
Постановление Правительства РФ №860 от 05.07.2019
Определило правила маркировки обувных товаров
Распоряжение Правительства РФ №620-Р от 03.04.2019
Определило основы государственного регулирования торговой деятельности в Россйской Федерации
Цели внедрения
- Информация о движении товаров в рамках организации;
- Безопасность и защита жизни и здоровья граждан;
- Сокращение объемов незаконного оборота продукции;
- Повышение собираемости налогов и таможенных пошлин и иные.
Оператор системы и ответственный за реализацию Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Честный ЗНАК – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Текущая ситуация
с 1 июля 2020 | Запрещаются производство и импорт, а также оптовая и розничная продажа немаркированной обуви; обязательной становится передача данных о производстве, импорте, оптовой и розничной продаже обувной продукции в систему маркировки «Честный ЗНАК». |
до 1 августа 2020 | Возможен импорт немаркированных товаров, приобретенных до 1 июля 2020. До этой же даты (01.08.2020) указанные товары нужно промаркировать. |
до 1 сентября 2020 | Необходимо промаркировать остатки произведенной или закупленной до 1 июля 2020 обуви (обязательно наличие документов, подтверждающих дату покупки товара). |
c 1 января 2022 года | Производитель, импортер, организации оптовой и розничной торговли – с этой даты должны использовать электронный документооборот в процессах отгрузки и приемки маркированной продукции. Участникам оборота необходимо внедрить и настроить электронный документооборот. Для этого нужно выбрать оператора ЭДО и провести тестирование электронного документооборота с контрагентами. |
Какие товары нужно маркировать?
Примеры продукции: кроссовки, сапоги, шлепки, ботинки, туфли
Что нужно для маркировки?
Участники оборота обувных товаров должны получить коды маркировки для ввода товаров в оборот в случаях:
- Производства новых товаров, код наносится до отгрузки с территории производства
- Импорта товаров на территорию РФ:
- При ввозе с территории ЕАЭС – до ввоза на территорию РФ
- При ввозе из других стран – до помещения под таможенные процедуры
- Возврата товара от конечного потребителя с утраченным кодом маркировки
- Маркировки остатков
- Перемаркировки, например, в случае утраты кода Data Matrix
- Приема товаров на комиссию от физических лиц
Для получения кодов необходимо:
- Зарегистрироваться в личном кабинете
- Передать сведения о товарах в информационную систему мониторинга
- Получить доступ к устройствам регистрации эмиссии кодов маркировки, оплатить коды маркировки. Стоимость одного кода 50 коп. без НДС
- Заказать коды маркировки и нанести их на товар
Применение на практике
- Производитель наносит уникальный цифровой код на товар (пачку, блок, контейнер)
- Путь товара вплоть до потребителя фиксируется в системе Честный ЗНАК на каждом этапе
- В магазине сканируют Data Matrix-код товара и только после этого размещают его на продажу
- В момент продажи продавец сканирует штрихкод товара, и в системе маркировки код фиксируется как выбывший из оборота
- Покупатель может проверить всю информацию о приобретаемом товаре в мобильном приложении «Честный знак» и сообщить о подделке в контролирующие органы
- Уникальный код хранится несколько лет для того, чтобы при возврате товара он снова мог вернуться в оборот
Работа в системе
- Пройти регистрацию в информационной системе маркировки товаров Честный ЗНАК (понадобится квалифицированная электронная подпись)
- Обновить свое товароучетное и кассовое ПО;
- Приобрести 2D-сканер, чтобы считывать штрих-кода Data Matrix.
- Приобрести принтер для печати кодов Data Matrix.
- Перейти на ЭДО с контрагентами.
- Провести интеграцию товароучетной программы с личным кабинетом системы маркировки.