Маркировка табачной продукции

Маркировка товара – нанесение на продукцию или ее упаковку уникального кода маркировки (штрихкода или этикетки), подтверждающего подлинность и позволяющего отследить путь изделия от производителя до потребителя.

О системе

Нормативная база

Федеральный закон от 25.12.2018
№488-ФЗ

Дает определения товарам, маркированным средствами идентификации, и коду маркировки

Подробнее
Распоряжение Правительства РФ
№2693-р от 28.12.2018

Утвердило Концепцию создания и функционирования системы маркировки товаров

Подробнее
Распоряжение Правительства РФ
№792-Р от 28.04.2018

Определило перечень товарных групп, подлежащих маркировке

Подробнее
Постановление Правительства РФ
№224 от 28.02.2019

Определило правила маркировки табачной продукции

Подробнее

Цели внедрения

  • Информация о движении товаров в рамках организации;
  • Безопасность и защита жизни и здоровья граждан;
  • Сокращение объемов незаконного оборота продукции;
  • Повышение собираемости налогов и таможенных пошлин и иные.

Оператор системы и ответственный за реализацию Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Честный ЗНАК – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Этапы введения маркировки

Продажа немаркированной продукции в 2020-м году запрещается с:

  • 1 июля 2020
  • 1 октября 2020
  • 1 ноября 2020
  • 1 января 2021

1 июля 2020

  • Обувная продукция
  • Лекарства
  • Табачная продукция

1 октября 2020

  • Фототовары (фотоаппараты и лампы-всыпшки)
  • Духи и туалетная вода

1 ноября 2020

  • Шины и автопокрышки

1 января 2021

Товары легкой промышленности и одежда

Работа в системе

Производители,
Импортеры, торгующие табачной продукцией, обязаны работать в системе маркировки
Организации розничной торговли и ИП,

Для этого необходимо

markirovka

Зарегистрироваться в системе Честный ЗНАК (понадобится квалифицированная электронная подпись)

skaner

Приобрести 2D-сканер для считывания кодов маркировки;

kassa

Обновить товароучетное и кассовое ПО на то, которое поддерживает работу с маркированным товаром;

edo

Перейти на электронный документооборот (ЭДО) с контрагентами (этот процесс неизбежен, лучше быть готовым к ЭДО уже сейчас).

Маркировка табачной продукции

Шаги для внедрения

1 марта 2019 Регистрация производителей табачной продукции и розничных точек в Информационной системе маркировки и мониторинга табачной продукции и закупка необходимого оборудования
1 июля 2019 Выпуск немаркированной табачной продукции прекращается. Все продажи должны фиксироваться в Системе маркировки.
1 июля 2020 Оборот немаркированной табачной продукции запрещен. Все, продающие табачную продукцию, должны перейти на ЭДО. Товар без кода маркировки подлежит конфискации.

Применение на практике

Производитель наносит уникальный цифровой код на товар (пачку, блок, контейнер)

Путь товара вплоть до потребителя фиксируется в системе Честный ЗНАК на каждом этапе

В магазине сканируют Data Matrix-код товара и только после этого размещают его на продажу

В момент продажи продавец сканирует штрихкод товара, и в системе маркировки код фиксируется как выбывший из оборота

Покупатель может проверить всю информацию о приобретаемом товаре в мобильном приложении «Честный знак» и сообщить о подделке в контролирующие органы

Штрафы

Для физических лиц

от 4 000 до 5 000 руб.

Для ИП

от 10 000 до 30 000 руб.

Для организаций

от 200 000 до 300 000 руб.

Продажа, перевозка и производство табачной продукции без маркировки влечёт за собой административное наказание (ст. 15.12 КоАП РФ), то есть штраф:

Для физических лиц

от 50 000 до 300 000 руб.

Для ИП

от 5 000 до 10 000 руб.

Дополнительно

конфискация всей немаркированной продукции

Если стоимость немаркированных табачных изделий превышает 1,5 миллиона рублей, виновному грозит лишение свободы на срок до 3-х лет и штраф в размере 80 000 руб. (ч.1 ст. 171.1 УК РФ).