Маркировка табачной продукции

Маркировка товара – нанесение на продукцию или ее упаковку уникального кода маркировки (штрихкода или этикетки), подтверждающего подлинность и позволяющего отследить путь изделия от производителя до потребителя.

Нормативная база

ФЗ 488 от 25.12.2018

Дает определения товарам, маркированным средствами идентификации, и коду маркировки

Подробнее

Распоряжение Правительства РФ №2693-р от 28.12.2018

Утвердило Концепцию создания и функционирования системы маркировки товаров

Подробнее

Распоряжение Правительства РФ №792-Р от 28.04.2018

Определило перечень товарных групп, подлежащих маркировке

Подробнее

Постановление Правительства РФ №224 от 28.02.2019

Определило правила маркировки табачной продукции

Подробнее

Постановление Правительства РФ от 21.11.2023 N 1944(ред. от 06.03.2024)

Утвердило перечень случаев, при которых продажа товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, запрещена

Подробнее

Цели внедрения

  • Информация о движении товаров в рамках организации;
  • Безопасность и защита жизни и здоровья граждан;
  • Сокращение объемов незаконного оборота продукции;
  • Повышение собираемости налогов и таможенных пошлин и иные.

Оператор системы и ответственный за реализацию Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Честный ЗНАК – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Текущая ситуация

Разрешительный режим на кассах

С 1 апреля 2024 года поэтапно вводится разрешительный режим на кассах для табачной продукции. К этой дате каждому участнику розничной торговли необходимо обновить свое верхнеуровневое программное обеспечение, чтобы избежать нарушений при работе с маркированным товаром.

Разрешительный режим не распространяется на:

а) случаи применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационной системы мониторинга в электронной форме через оператора фискальных данных;

б) продавцов, которые подпадают под действие положений абзаца восьмого пункта 2 и пункта 3 статьи 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»;

в) продавцов, которые не являются участниками оборота товаров в соответствии с правилами маркировки отдельных видов товаров, в отношении которых введена обязательная маркировка;

г) случаи продажи товаров предприятиями общественного питания, когда при розничной продаже в фискальном документе вместо кода маркировки указывается код товара, входящий в состав кода идентификации, определяемый по установленным форматам фискальных документов;

д) случаи предложения к реализации (продаже) товаров посредством торгового автомата;

е) случаи продажи товара по образцам или дистанционным способом продажи при отгрузке товара со склада хранения для доставки потребителю с одновременной подачей в информационную систему мониторинга сведений о выводе из оборота товара.

Сроки запуска разрешительного режима на кассах

С 1 апреля 2024 года

Режим онлайн проверки становится обязательным для табачных изделий. С этой же даты становится обязательным контроль в режиме офлайн за максимальной розничной ценой (МРЦ) для табачных изделий.

С 1 марта 2025 года

Становится обязательной проверка в режиме офлайн для всех товарных групп, кроме безалкогольных напитков

Применение на практике

  1. Производитель наносит уникальный цифровой код на товар (пачку, блок, контейнер)
  2. Путь товара вплоть до потребителя фиксируется в системе Честный ЗНАК на каждом этапе
  3. В магазине сканируют Data Matrix-код товара и только после этого размещают его на продажу
  4. В момент продажи продавец сканирует штрихкод товара, и в системе маркировки код фиксируется как выбывший из оборота
  5. Покупатель может проверить всю информацию о приобретаемом товаре в мобильном приложении «Честный знак» и сообщить о подделке в контролирующие органы

Работа в системе

  1. Пройти регистрацию в информационной системе маркировки товаров Честный ЗНАК (понадобится квалифицированная электронная подпись)
  2. Приобрести 2D-сканер для считывания кодов маркировки;
  3. Обновить товароучетное и кассовое ПО на то, которое поддерживает работу с маркированным товаром;
  4. Перейти на электронный документооборот (ЭДО) с контрагентами (этот процесс неизбежен, лучше быть готовым к ЭДО уже сейчас).