Маркировка табачной продукции
Маркировка товара – нанесение на продукцию или ее упаковку уникального кода маркировки (штрихкода или этикетки), подтверждающего подлинность и позволяющего отследить путь изделия от производителя до потребителя.
О системе
Нормативная база
№488-ФЗ
Дает определения товарам, маркированным средствами идентификации, и коду маркировки
Подробнее№2693-р от 28.12.2018
Утвердило Концепцию создания и функционирования системы маркировки товаров
Подробнее№792-Р от 28.04.2018
Определило перечень товарных групп, подлежащих маркировке
Подробнее№224 от 28.02.2019
Определило правила маркировки табачной продукции
ПодробнееЦели внедрения
- Информация о движении товаров в рамках организации;
- Безопасность и защита жизни и здоровья граждан;
- Сокращение объемов незаконного оборота продукции;
- Повышение собираемости налогов и таможенных пошлин и иные.
Оператор системы и ответственный за реализацию Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Честный ЗНАК – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Этапы введения маркировки
Продажа немаркированной продукции в 2020-м году запрещается с:
-
1 июля 2020
-
1 октября 2020
- 1 ноября 2020
- 1 января 2021
1 июля 2020
- Обувная продукция
- Лекарства
- Табачная продукция
1 октября 2020
- Фототовары (фотоаппараты и лампы-всыпшки)
- Духи и туалетная вода
1 ноября 2020
- Шины и автопокрышки
1 января 2021
Товары легкой промышленности и одежда
Работа в системе
Производители, | |
Импортеры, | торгующие табачной продукцией, обязаны работать в системе маркировки |
Организации розничной торговли и ИП, |
Для этого необходимо
Зарегистрироваться в системе Честный ЗНАК (понадобится квалифицированная электронная подпись)

Приобрести 2D-сканер для считывания кодов маркировки;

Обновить товароучетное и кассовое ПО на то, которое поддерживает работу с маркированным товаром;

Перейти на электронный документооборот (ЭДО) с контрагентами (этот процесс неизбежен, лучше быть готовым к ЭДО уже сейчас).
Маркировка табачной продукции
Шаги для внедрения
1 марта 2019 | Регистрация производителей табачной продукции и розничных точек в Информационной системе маркировки и мониторинга табачной продукции и закупка необходимого оборудования |
1 июля 2019 | Выпуск немаркированной табачной продукции прекращается. Все продажи должны фиксироваться в Системе маркировки. |
1 июля 2020 | Оборот немаркированной табачной продукции запрещен. Все, продающие табачную продукцию, должны перейти на ЭДО. Товар без кода маркировки подлежит конфискации. |
Применение на практике
Производитель наносит уникальный цифровой код на товар (пачку, блок, контейнер)
Путь товара вплоть до потребителя фиксируется в системе Честный ЗНАК на каждом этапе
В магазине сканируют Data Matrix-код товара и только после этого размещают его на продажу
В момент продажи продавец сканирует штрихкод товара, и в системе маркировки код фиксируется как выбывший из оборота
Покупатель может проверить всю информацию о приобретаемом товаре в мобильном приложении «Честный знак» и сообщить о подделке в контролирующие органы
Штрафы
Для физических лиц
от 4 000 до 5 000 руб.
Для ИП
от 10 000 до 30 000 руб.
Для организаций
от 200 000 до 300 000 руб.
Продажа, перевозка и производство табачной продукции без маркировки влечёт за собой административное наказание (ст. 15.12 КоАП РФ), то есть штраф:
Для физических лиц
от 50 000 до 300 000 руб.
Для ИП
от 5 000 до 10 000 руб.
Дополнительно
конфискация всей немаркированной продукции
Если стоимость немаркированных табачных изделий превышает 1,5 миллиона рублей, виновному грозит лишение свободы на срок до 3-х лет и штраф в размере 80 000 руб. (ч.1 ст. 171.1 УК РФ).