Нормативная база
Постановление Правительства РФ №836 от 29.06.2019
Распоряжение Правительства РФ №2647-р от 08.11.2019
Постановление Правительства РФ №2099 от 15.12.2020
Какие продукты маркируются
- Парфюмерно-косметическая продукция, предназначенная для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской упаковки антимикробным действием;
- Кожные антисептики – дезинфицирующие средства.
Оператор системы и ответственный за реализацию Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Честный ЗНАК – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Текущая ситуация
В отношении антисептиков введена обязательная маркировка средствами идентификации, этапность введения которой следующая:
с 1 сентября 2023 года | Старт обязательной регистрации в системе маркировки антисептиков для всех участников оборота. |
с 1 октября 2023 года |
Маркировка становится обязательной для категории антисептиков. |
с 1 марта 2024 года | Появляется обязанность передачи сведений в систему маркировки о поэкземплярном выводе из оборота для всех участников оборота. |
с 1 мая 2024 года | Появляется обязанность передачи сведений об обороте маркированных антисептиков для всех участников оборота (возможно применение объемно-сортового учета). |
с 1 ноября 2024 |
Старт разрешительного режима на кассах для антисептиков. |
С 1 марта 2025 года | Старт разрешительного режима на кассах в режиме офлайн. |
c 1 сентября 2025 года | Появляется обязанность передачи сведений об обороте маркированных антисептиков для всех участников оборота в поэкземплярном учете. |
Разрешительный режим на кассах
С 1 ноября 2024 года поэтапно вводится разрешительный режим на кассах для антисептиков. К этой дате каждому участнику розничной торговли необходимо обновить свое верхнеуровневое программное обеспечение, чтобы избежать нарушений при работе с маркированным товаром.
Разрешительный режим не распространяется на:
а) случаи применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационной системы мониторинга в электронной форме через оператора фискальных данных;
б) продавцов, которые подпадают под действие положений абзаца восьмого пункта 2 и пункта 3 статьи 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»;
в) продавцов, которые не являются участниками оборота товаров в соответствии с правилами маркировки отдельных видов товаров, в отношении которых введена обязательная маркировка;
г) случаи продажи товаров предприятиями общественного питания, когда при розничной продаже в фискальном документе вместо кода маркировки указывается код товара, входящий в состав кода идентификации, определяемый по установленным форматам фискальных документов;
д) случаи предложения к реализации (продаже) товаров посредством торгового автомата;
е) случаи продажи товара по образцам или дистанционным способом продажи при отгрузке товара со склада хранения для доставки потребителю с одновременной подачей в информационную систему мониторинга сведений о выводе из оборота товара.
Что нужно для маркировки
Участники оборота молочной продукции должны получить коды маркировки для ввода товаров в оборот в случаях:
- Производства новых товаров, код наносится до отгрузки с территории производства
- Импорта товаров на территорию РФ:
- При ввозе с территории ЕАЭС – до ввоза на территорию РФ
- При ввозе из других стран – до помещения под таможенные процедуры
- Возврата товара от конечного потребителя с утраченным кодом маркировки
- Перемаркировки (например, в случае утраты кода маркировки)
- Приема товаров на комиссию от физических лиц
Для получения кодов необходимо:
- Зарегистрироваться в личном кабинете «Честный ЗНАК»
- Передать сведения о товарах в информационную систему мониторинга
- Описать продукцию в каталоге маркированных товаров
- Заказать коды маркировки и нанести их на товар
Применение на практике
- Производитель получает коды в системе маркировки и наносит их на продукцию
- При отгрузке товаров он передает дистрибьютору электронный универсальный передаточный документ (УПД), содержащий все коды с упаковок товара.
- Дистрибьютор при приеме товара сверяет переданные коды с фактическими, утверждает УПД и отправляет данные в систему маркировки по ЭДО.
- При отгрузке розничному покупателю дистрибьютор также передает УПД с кодами продукции.
- Розничный продавец при приемке сканирует партию товара, сверяет данные и подтверждает факт приема (при отсутствии расхождений).
- При продаже кассир сканирует код маркировки с товара, после чего ОФД (оператор фискальных данных) отправит его в систему маркировки, и код выйдет из оборота.
- Покупатель в итоге получит товар и чек с кодом приобретенного товара.
Работа в системе
- Зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК» (понадобится электронная подпись);
- Подключиться к ЭДО;
- Обновить учетную систему (например, «1С»);
- При необходимости – обновить все торговое оборудование;
- Приобрести 2D-сканер для считывания марок, оборудовать им рабочее место кассира;
- Заключить договор с ОФД.