Нормативная база
Постановление Правительства РФ №836 от 29.06.2019
Распоряжение Правительства РФ №2647-р от 08.11.2019
Постановление Правительства РФ №2099 от 15.12.2020
Какие продукты маркируются
- Питьевая и минеральная вода с ароматизаторами и прочими добавками;
- Напитки газированные и негазированные; напитки со вкусоароматическими добавками (в том числе с соками) газированные и негазированные;
- Соки, нектары и сокосодержащие напитки;
- Энергетические и тонизирующие напитки;
- Напитки на растительном сырье (из орехов, зерновых, бобовых и других);
- Квасы и квасные напитки с содержанием спирта до 1,2% включительно.
Оператор системы и ответственный за реализацию Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Честный ЗНАК – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Текущая ситуация
В отношении безалкогольных напитков введена обязательная маркировка средствами идентификации, этапность введения которой следующая:
c 1 сентября 2023 года | Старт обязательной регистрации в системе маркировки и описание карточек товаров. |
с 1 декабря 2023 года | Старт обязательной маркировки первого этапа всех видов безалкогольных напитков за исключением соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье (в стекле и полимерной упаковке). |
c 1 марта 2024 года | Старт обязательной маркировки второго этапа всех видов безалкогольных напитков за исключением соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье (алюминиевая и полимерная банка). |
c 1 июня 2024 года | Старт обязательной маркировки третьего этапа всех видов безалкогольных напитков, в том числе соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье, в кегах, Tetra Pak и прочих видах упаковок. |
с 5 февраля 2025 года | Старт разрешительного режима на кассах для соковой продукции и безалкогольных напитков. |
с 5 ноября 2024 года | Появляется обязанность передачи сведений о розничной реализации всех видов безалкогольных напитков за исключением соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье для всех участников оборота (в стекле, полимерной упаковке, алюминиевой и полимерной банке). |
c 1 марта 2025 года | Появляется обязанность передачи сведений о розничной реализации всех видов безалкогольных напитков, в том числе соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье, упакованных в стеклянную и полимерную упаковку, в алюминиевую и полимерную банку, а также в кегах для всех участников оборота. |
с 1 июня 2025 года | Старт разрешительного режима на кассах в режиме офлайн. |
с 5 ноября 2024 по 28 февраля 2026 года | Появляется обязанность по передаче сведений об обороте и выводе из оборота для всех видов безалкогольных напитков, подлежащих маркировке, для всех участников оборота (объемно-сортовой учет). |
Разрешительный режим на кассах
С 5 февраля 2025 года года поэтапно вводится разрешительный режим на кассах для безалкогольных напитков. К этой дате каждому участнику розничной торговли необходимо обновить свое верхнеуровневое программное обеспечение, чтобы избежать нарушений при работе с маркированным товаром.
Разрешительный режим не распространяется на:
а) случаи применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационной системы мониторинга в электронной форме через оператора фискальных данных;
б) продавцов, которые подпадают под действие положений абзаца восьмого пункта 2 и пункта 3 статьи 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»;
в) продавцов, которые не являются участниками оборота товаров в соответствии с правилами маркировки отдельных видов товаров, в отношении которых введена обязательная маркировка;
г) случаи продажи товаров предприятиями общественного питания, когда при розничной продаже в фискальном документе вместо кода маркировки указывается код товара, входящий в состав кода идентификации, определяемый по установленным форматам фискальных документов;
д) случаи предложения к реализации (продаже) товаров посредством торгового автомата;
е) случаи продажи товара по образцам или дистанционным способом продажи при отгрузке товара со склада хранения для доставки потребителю с одновременной подачей в информационную систему мониторинга сведений о выводе из оборота товара.
Что нужно для маркировки
Участники оборота молочной продукции должны получить коды маркировки для ввода товаров в оборот в случаях:
- Производства новых товаров, код наносится до отгрузки с территории производства
- Импорта товаров на территорию РФ:
- При ввозе с территории ЕАЭС – до ввоза на территорию РФ
- При ввозе из других стран – до помещения под таможенные процедуры
- Возврата товара от конечного потребителя с утраченным кодом маркировки
- Перемаркировки (например, в случае утраты кода маркировки)
- Приема товаров на комиссию от физических лиц
Для получения кодов необходимо:
- Зарегистрироваться в личном кабинете «Честный ЗНАК»
- Передать сведения о товарах в информационную систему мониторинга
- Описать продукцию в каталоге маркированных товаров
- Заказать коды маркировки и нанести их на товар
Применение на практике
- Производитель получает коды в системе маркировки и наносит их на продукцию
- При отгрузке товаров он передает дистрибьютору электронный универсальный передаточный документ (УПД), содержащий все коды с упаковок товара.
- Дистрибьютор при приеме товара сверяет переданные коды с фактическими, утверждает УПД и отправляет данные в систему маркировки по ЭДО.
- При отгрузке розничному покупателю дистрибьютор также передает УПД с кодами продукции.
- Розничный продавец при приемке сканирует партию товара, сверяет данные и подтверждает факт приема (при отсутствии расхождений).
- При продаже кассир сканирует код маркировки с товара, после чего ОФД (оператор фискальных данных) отправит его в систему маркировки, и код выйдет из оборота.
- Покупатель в итоге получит товар и чек с кодом приобретенного товара.
Работа в системе
- Зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК» (понадобится электронная подпись);
- Подключиться к ЭДО;
- Обновить учетную систему (например, «1С»);
- При необходимости – обновить все торговое оборудование;
- Приобрести 2D-сканер для считывания марок, оборудовать им рабочее место кассира;
- Заключить договор с ОФД.