Маркировка безалкогольных напитков

Маркировка товара – нанесение на продукцию или ее упаковку уникального кода маркировки (штрихкода или этикетки), подтверждающего подлинность и позволяющего отследить путь изделия от производителя до потребителя.

Нормативная база

Постановление Правительства РФ №836 от 29.06.2019

Распоряжение Правительства РФ №2647-р от 08.11.2019

Постановление Правительства РФ №2099 от 15.12.2020

Какие продукты маркируются

  • Питьевая и минеральная вода с ароматизаторами и прочими добавками;
  • Напитки газированные и негазированные; напитки со вкусоароматическими добавками (в том числе с соками) газированные и негазированные;
  • Соки, нектары и сокосодержащие напитки;
  • Энергетические и тонизирующие напитки;
  • Напитки на растительном сырье (из орехов, зерновых, бобовых и других);
  • Квасы и квасные напитки с содержанием спирта до 1,2% включительно.

Оператор системы и ответственный за реализацию Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Честный ЗНАК – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Текущая ситуация

В отношении безалкогольных напитков введена обязательная маркировка средствами идентификации, этапность введения которой следующая:

c 1 сентября 2023 года Старт обязательной регистрации в системе маркировки и описание карточек товаров.
с 1 декабря 2023 года Старт обязательной маркировки первого этапа всех видов безалкогольных напитков за исключением соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье (в стекле и полимерной упаковке).
c 1 марта 2024 года Старт обязательной маркировки второго этапа всех видов безалкогольных напитков за исключением соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье (алюминиевая и полимерная банка).
c 1 июня 2024 года Старт обязательной маркировки третьего этапа всех видов безалкогольных напитков, в том числе соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье, в кегах, Tetra Pak и прочих видах упаковок.
с 5 февраля 2025 года Старт разрешительного режима на кассах для соковой продукции и безалкогольных напитков.
с 5 ноября 2024 года Появляется обязанность передачи сведений о розничной реализации всех видов безалкогольных напитков за исключением соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье для всех участников оборота (в стекле, полимерной упаковке, алюминиевой и полимерной банке).
c 1 марта 2025 года Появляется обязанность передачи сведений о розничной реализации всех видов безалкогольных напитков, в том числе соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье, упакованных в стеклянную и полимерную упаковку, в алюминиевую и полимерную банку, а также в кегах для всех участников оборота.
с 1 июня 2025 года Старт разрешительного режима на кассах в режиме офлайн.
с 5 ноября 2024 по 28 февраля 2026 года Появляется обязанность по передаче сведений об обороте и выводе из оборота для всех видов безалкогольных напитков, подлежащих маркировке, для всех участников оборота (объемно-сортовой учет).

Разрешительный режим на кассах

С 5 февраля 2025 года года поэтапно вводится разрешительный режим на кассах для безалкогольных напитков. К этой дате каждому участнику розничной торговли необходимо обновить свое верхнеуровневое программное обеспечение, чтобы избежать нарушений при работе с маркированным товаром.

Разрешительный режим не распространяется на:

а) случаи применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационной системы мониторинга в электронной форме через оператора фискальных данных;

б) продавцов, которые подпадают под действие положений абзаца восьмого пункта 2 и пункта 3 статьи 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»;

в) продавцов, которые не являются участниками оборота товаров в соответствии с правилами маркировки отдельных видов товаров, в отношении которых введена обязательная маркировка;

г) случаи продажи товаров предприятиями общественного питания, когда при розничной продаже в фискальном документе вместо кода маркировки указывается код товара, входящий в состав кода идентификации, определяемый по установленным форматам фискальных документов;

д) случаи предложения к реализации (продаже) товаров посредством торгового автомата;

е) случаи продажи товара по образцам или дистанционным способом продажи при отгрузке товара со склада хранения для доставки потребителю с одновременной подачей в информационную систему мониторинга сведений о выводе из оборота товара.

Что нужно для маркировки

Участники оборота молочной продукции должны получить коды маркировки для ввода товаров в оборот в случаях:

  • Производства новых товаров, код наносится до отгрузки с территории производства
  • Импорта товаров на территорию РФ:
    • При ввозе с территории ЕАЭС – до ввоза на территорию РФ
    • При ввозе из других стран – до помещения под таможенные процедуры
  • Возврата товара от конечного потребителя с утраченным кодом маркировки
  • Перемаркировки (например, в случае утраты кода маркировки)
  • Приема товаров на комиссию от физических лиц

Для получения кодов необходимо:

  • Зарегистрироваться в личном кабинете «Честный ЗНАК»
  • Передать сведения о товарах в информационную систему мониторинга
  • Описать продукцию в каталоге маркированных товаров
  • Заказать коды маркировки и нанести их на товар

Применение на практике

  1. Производитель получает коды в системе маркировки и наносит их на продукцию
  2. При отгрузке товаров он передает дистрибьютору электронный универсальный передаточный документ (УПД), содержащий все коды с упаковок товара.
  3. Дистрибьютор при приеме товара сверяет переданные коды с фактическими, утверждает УПД и отправляет данные в систему маркировки по ЭДО.
  4. При отгрузке розничному покупателю дистрибьютор также передает УПД с кодами продукции.
  5. Розничный продавец при приемке сканирует партию товара, сверяет данные и подтверждает факт приема (при отсутствии расхождений).
  6. При продаже кассир сканирует код маркировки с товара, после чего ОФД (оператор фискальных данных) отправит его в систему маркировки, и код выйдет из оборота.
  7. Покупатель в итоге получит товар и чек с кодом приобретенного товара.

Работа в системе

  1. Зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК» (понадобится электронная подпись);
  2. Подключиться к ЭДО;
  3. Обновить учетную систему (например, «1С»);
  4. При необходимости – обновить все торговое оборудование;
  5. Приобрести 2D-сканер для считывания марок, оборудовать им рабочее место кассира;
  6. Заключить договор с ОФД.